Киев / Прогулка по Городу. Часть 82.
Сегодня я начну цикл постов о Киеве, где будет не только прогулка с фото, но и исторические ракурсы о жизни известных людей, связанных с нашим Городом.
Итак, в этом посте мы поговорим о знаменитом художнике Викторе Васнецове и посмотрим панорамы с Саперной Слобоки.
«Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Васнецов, вспоминая, как сорвался с лесов под куполом Владимирского собора».
Картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» знакомы каждому из нас с детства. Эти полотна сегодня хранятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Между тем шедевры Васнецова можно увидеть и в Киеве. В 1885-1896 годы художник расписывал Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, создав 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца… На освящение Владимирского собора пожаловал Николай II с супругой Марией Федоровной. Васнецова поздравляли художники Василий Поленов и Илья Репин, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов.
На открытии в Третьяковской галерее выставки эскизов к росписям Владимирского собора, которая продлится до начала сентября, присутствовала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова. Она рассказала «ФАКТАМ» об интересных фактах из жизни Виктора Михайловича.
«Написанные Врубелем лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы были в них некоторые киевляне»
— Ольга Алексеевна, что в вашем доме сегодня напоминает о славном прадеде?
— Такой бесценной реликвией является икона с именной надписью, подаренная Виктором Михайловичем моей прабабушке, жене брата Аркадия, в последний приезд в Вятку в 1914 году. Еще осталось несколько небольших эскизных работ. Все остальное экспонируется в Третьяковской галерее, Русском и других музеях. И, конечно, в московском доме-музее художника, построенном по его собственному проекту. В этом замечательном доме-тереме, который накануне столетия Виктора Михайловича, в 1948 году, семья передала в дар государству, прошло мое детство.
Виктор Васнецов создал в соборе 15 композиций и 30 фигур святых
К слову, дом Виктор Васнецов построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора в Киеве — работу оплатили очень хорошо. Кроме того, совершенно неожиданным образом Виктор Михайлович получил деньги за эскизы, которые сегодня экспонируются на выставке в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, укладывавшие его вещи на сани, прихватили и эскизы. В Москве Виктор Михайлович показал работы Третьякову, и тот приобрел их. За эти средства Васнецов приобрел имение Ваньково под Москвой.
— Вы бывали во Владимирском соборе?
— Конечно. И не раз. Виктор Васнецов расписывал Владимирский собор на протяжении десяти лет — с 1885-го по 1896 год… Предложил ему этим заняться историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович согласился не сразу, так как считал дело по значению и величию чрезвычайно важным и ответственным. Причем ранее Прахов обращался с таким предложением к Василию Поленову и Валентину Серову, но получил отказ.
С кандидатурой Васнецова он попал, как говорится, в точку. Ведь Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим, происходил из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.
Хорошо знал церковные каноны и считал, что нет для художника святее дела, чем роспись храма. Перед тем как приступить к работе, отправился в Италию для знакомства с лучшими образцами духовной живописи. Побывал в Риме, Милане, Венеции, Флоренции и, естественно, в Ватикане. А уже в Киеве с интересом изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского храмов.
Во Владимирском соборе Васнецов выполнял главные работы. Михаил Врубель работал над орнаментальной частью. Написанные им лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы в них были некоторые киевляне.
В качестве помощника Васнецову рекомендовали молодого художника Нестерова. Но когда Виктор Михайлович увидел его работы, они ему так понравились, что он сказал: пусть пишет по своим эскизам. Это очень показательно, ведь художники, как правило, ревностно относятся к творчеству друг друга.
— Правда, что Богоматерь с младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены Александры Владимировны и сына?
— Да, есть такое предание в семье. Кстати, младшего сына, родившегося в Киеве в период росписи Владимирского собора, назвали Владимиром. Художник считал, что сама судьба уготовила ему это имя. А еще в этом соборе в 1991 году отпевали внука художника, которого тоже звали Виктором Михайловичем. Он жил и был похоронен в Киеве.
«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила»
— Вера, как правило, сопряжена с чудесами. Случались ли они в жизни Васнецова?
— «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная.
*Ольга Васнецова: « Роспись «Христос-Вседержитель» украшает главный купол Владимирского собора». Фото автора.
То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.
Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил. А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги. А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»
— Чем интересовался Виктор Михайлович, кроме живописи?
— Историей Руси. Этот интерес прослеживается практически во всех его произведениях.
— После завершения росписи Владимирского собора Васнецов тут же приступил к созданию знаменитой картины «Богатыри».
— Он начал писать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти двадцать лет. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств. Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев. А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.
— А как была создана картина «Аленушка»?
— Ее Виктор Михайлович писал в Абрамцево. Прообразом стала юродивая, поэтому изначально полотно называлось «Дурочка Аленушка» и к сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке никакого отношения не имело. Юродивые всегда почитались на Руси. Это полотно тоже приобрел Третьяков. Он восхищался творчеством Васнецова, покупал его работы прямо с выставок и беспокоился, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним.
Оплачивал труд художника всегда достойно. И под его работы даже выделил в своей галерее отдельный зал. Большим ценителем творчества Васнецова и одним из первых почитателей его таланта был также Савва Мамонтов, сам человек творческий: хорошо рисовал, лепил, собрал вокруг себя молодых художников и покровительствовал им. Именно он заказал Васнецову картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».
«Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники…»
— Кроме Владимирского собора, как известно, Васнецов расписывал храмы в Петербурге, Варшаве и Софии.
— По эскизам Виктора Михайловича созданы и мозаики в домовой церкви русской императорской семьи в Германии. Заказ сделал художнику Николай II, супруга которого была принцессой дармштадской. Когда императорская семья приезжала в Дармштадт, молились в домовой церкви.
— Васнецов с Николаем II был знаком лично?
— Создавая эскизы царских подарков, которые изготавливала фирма «Фаберже», художник присутствовал при их утверждении царем. Известно также, что его приглашали на торжества, посвященные коронации Николая II.
— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?
— Жизнь вел довольно сдержанную, даже аскетичную. Никогда не бросал деньги на ветер, так как давались они ему нелегко. Содержал большую семью и всегда старался помочь многочисленным родственникам. Детей воспитывал в строгости, но в то же время в творческой атмосфере. Не случайно старшая дочь стала художницей, сын Михаил был астрономом, потом принял сан священника, младший Владимир серьезно увлекался ихтиологией. Жена Виктора Михайловича, к слову, была в числе первых женщин, получивших высшее медицинское образование в Петербурге. Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники. На Рождество в доме обязательно устраивали спектакли. Дети сами писали сценарий, рисовали декорации, готовили костюмы, учили роли.
— В советское время религиозная тематика в творчестве Васнецова особо не афишировалась. Его представляли исключительно сказочно-былинным художником.
— Это так. После революции Виктор Михайлович создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты.
— В прошлом году монументальное полотно Васнецова «Богатырь» на аукционе «Кристис» ушло с молотка больше чем за миллион долларов.
— Работы Виктора Васнецова редко появляются на торгах. Практически все — в музеях. К примеру, даже живя на небольшую пенсию, дочь Виктора Михайловича старалась не продавать его картины.
— Сегодня потомки великого Васнецова не жалеют, что все шедевры сосредоточены не в семье, а в музеях? Эти работы ведь могли бы сделать вас миллионерами.
— Абсолютно не сожалеем. Шедевры должно видеть все, кто любит творчество художника.
Автор: Ольга СМЕТАНСКАЯ
(с) http://www.interesniy.kiev.ua/dost/...pominaya-kak-so
«Божья матерь на стене Владимирского собора вначале появилась самопроизвольно, лишь затем этот образ на том же месте создал Васнецов».
В Киево-Печерской лавре прошла театрализованная презентация отреставрированного шедевра церковного искусства — плащаницы, которая была вышита для Владимирского собора.
Это чудо, что плащаница Владимирского собора сохранилась, ведь она была в Успенском соборе, когда осенью 1941 года его взорвали не то гитлеровцы, не то советские спецслужбы. Шедевр удалось разыскать среди руин. После реставрации его, вероятно, и показывали публике, но очень давно. Последние десятилетия плащаница хранилась в запасниках Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. И вот сейчас ее можно увидеть на выставке сакрального искусства в Лавре. Шедевр помещен в дорогостоящую витрину с климат-контролем. Чтобы поддерживать нужную влажность воздуха — 60 процентов, — в витрине по углам стоят два стаканчика с водой.
«Васнецов расписывал храм десять лет»
*Плащаница чудом уцелела под руинами древнего Успенского собора, когда его взорвали осенью 1941 года.
— Знаете, портрет Елены Праховой, вышившей эту плащаницу по эскизам выдающегося художника Виктора Васнецова, можно увидеть на стенах Владимирского собора, — говоритначальник отдела Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Олег Топилко. — Дело в том, что Михаил Нестеров, один из художников, участвовавших в росписи этого храма, влюбился в Елену, мечтал на ней жениться, поэтому и изобразил ее в образе святой Варвары. Правда, супруга губернатора Киева графиня Софья Игнатьева, узнав в святой знакомую девушку, возмущалась: «Что же это, я буду молиться на Лельку Прахову?» Лену в семье называли Лелей. Начальство настояло, чтобы Нестеров переделал работу. Он вроде бы выполнил поручение, вот только в святой Варваре все по-прежнему видели Лену.
Роман Елены с Нестеровым ничем не закончился. На этом настояли родители Елены, ведь до нее у Михаила была другая девушка, которая забеременела. Нестерову пришлось жениться. Лена же так и не вышла замуж, детей у нее не было.
Те, кто знал Елену и ее маму Эмилию Львовну, сходились во мнении, что их трудно было назвать красавицами, но обе женщины обладали необычайным шармом. Достаточно вспомнить историю о том, как молодой Михаил Врубель влюбился в Эмилию Львовну. Выдающийся археолог, живописец, историк искусств Адриан Прахов пригласил художника для работы в Кирилловской церкви. Значительную часть фресок XII века в этом храме уничтожило время, поэтому он должен был расписать те участки стен, где не сохранились изображения. Врубель изобразил Божью Матерь с лицом Эмилии. Возможно, из-за особого отношения этого художника к Эмилии Львовне Прахов не предоставил ему больших объемов работ во Владимирском соборе. К тому же необычная живопись Врубеля была не всем понятна.
— Эмилия была француженкой?
— Да, ее девичья фамилия Лесталь. В молодости Адриан Прахов много путешествовал по миру, в частности, изучал древности в Египте, привез оттуда мумии кошек. После свадьбы Эмилия жаловалась знакомым, что в квартире хранятся эти мумии, от которых исходил не очень приятный запах.
Заинтересовавшись памятниками времен Киевской Руси, профессор Прахов переезжает со своей семьей из Петербурга в Киев в начале 80-х годов XIX века. Они поселились в доме Лаппа, что на перекрестке улиц Владимирской и Большой Житомирской.
— Основную часть живописи Владимирского собора он доверил создать выдающемуся художнику Виктору Васнецову.
— Автор знаменитых картин «Три богатыря» и «Аленушка» Виктор Васнецов оставил воспоминания, в которых рассказал, что поначалу отказался от предложения расписывать этот храм. Однако после разговора с Праховым всю ночь не мог сомкнуть глаз. Васнецов вспомнил такую деталь: чтобы скрипом половиц не разбудить молодую жену и маленького сынишку, разулся. Настало утро. В сад (дело было весной) вышла супруга с малышом на руках. Мальчик как будто пытался дотянуться ручками до поднимавшегося солнца. Художник впечатлился этой картиной, и у него возникла идея именно так написать Богоматерь с Младенцем. Он сразу же отправил телеграмму Адриану Прахову.
Интересно, что полотна Васнецова тогда продавались в Москве по 300 рублей, а в провинциальный Киев он ехал на скромный оклад примерно в тысячу рублей в год. Кстати, расписывать собор предлагалось еще нескольким мастерам из Петербурга и Москвы, однако они не согласились. Васнецов рассчитывал поработать в Киеве пару лет, а вышло десять. Он расписал 2800 квадратных метров стен храма. Это титанический труд. Несколько раз художник падал с лесов с большой высоты. Виктор Михайлович чудом остался жив и не стал калекой.
В создании живописи собора участвовали также выдающиеся художники — Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Вильгельм Котарбинский, братья Сведомские. По вечерам все они собирались на чаепитие в доме Адриана Прахова, возглавлявшего работы во Владимирском храме. Общались, шутили, например, прибивая гвоздями к полу калоши кого-либо из гостей, рисовали на матерчатых салфетках и скатертях. Со временем хозяйка стала класть на стол бумагу, чтобы сохранились рисунки, сделанные за столом. Дочь Прахова Елена была талантливейшей вышивальщицей. Неудивительно, что она загорелась идеей вышить для собора плащаницу и попросила Васнецова сделать для этого эскизы. Девушке было чуть больше двадцати. Художник даже обратился за помощью к игуменье Ипатьевского монастыря.
*Влюбленный в Елену Прахову художник Михаил Нестеров изобразил ее во Владимирском соборе в образе святой Варвары
— Как получилось, что в 1941 году плащаница оказалась в Успенском соборе?
— Когда советские власти открыли во Владимирском соборе Антирелигиозный музей, плащаницу передали в так называемый Музейный городок, находившийся на территории Киево-Печерской лавры. Она хранилась в Успенском соборе, который, напомню, был построен во времена Киевской Руси в XI веке. Осенью 1941 года его взорвали. Плащаница оказалась под руинами храма, но, к счастью, уцелела. После реставрации она находилась в наших запасниках. И только сейчас заняла место в экспозиции выставки церковных ценностей, которую благословил патриарх Русской православной церкви Кирилл. Администрация заповедника и вокальный ансамбль старинной музыки «Алитеа» провели театрализованную презентацию плащаницы. Такая форма рассказа публике о наиболее ценных реликвиях практикуется в ведущих музеях мира.
«В мае 2011 года ушлаиз жизни последняя представительница великой династии Праховых»
— На днях Владимирскому собору исполнится 115 лет.
— Да, причем в истории его создания есть просто-таки мистические события. Например, когда храм оштукатурили изнутри, подготовили к росписи, туда зашли вице-губернатор Киева Баумгартен и руководитель работ Адриан Прахов. Глядя на стену в центре собора, признались друг другу, что видят… образ Божьей Матери с Младенцем на руках. Изображение возникло самопроизвольно — из пятен на штукатурке. Они записали об этом в акте осмотра. А Прахов (напомню, он был хорошим художником) приложил к этому документу набросок, который срисовал со стены. И вот в Киев приехал Виктор Васнецов. Он попросил Прахова разрешить начать работу с изображения Божьей Матери. Вскоре предоставил эскиз. Увидев его, Прахов показал набросок пятен на штукатурке. Оба изображения оказались очень похожими. Как вспоминал затем Прахов, столь невероятное совпадение впечатлило и взволновало Васнецова, заявившего: «Это заказ Божий!» Кстати, сын Васнецова Михаил стал священником.
Интересно, что создание Владимирского собора растянулось на 34 года. За это время сменилось три императора, три митрополита и три архитектора храма. Его закладка состоялась в 1862-м. В ходе строительства обнаружилось, что в проекте существенные просчеты, из-за чего возникли трещины в стенах и сводах. Работы сильно затянулись. Деньги на строительство собирали всем миром. Киево-Печерская лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Здание собора было готово только через 20 лет (в ходе испытания на прочность его крышу и купола покрыли толстым слоем земли. — Авт.). Еще 14 лет ушло на оштукатуривание и роспись.
Когда в августе 1896 года освящали Владимирский собор, 25-летнюю Елену Прахову как автора плащаницы представили императору Николаю II и императрице Александре Федоровне.
— Как сложилась судьба Адриана и Эмилии Праховых?
— Они расстались, но не развелись. Адриан умер в Крыму в 1916 году. Продолжателем рода стал их сын Николай. Он женился, у него родились дети. К сожалению, в мае нынешнего года ушла из жизни Александра Прахова — последняя из великой династии, кто носил фамилию ее родоначальника — Адриана Прахова. Александра была художницей.
Автор: Игорь ОСИПЧУК
(c) http://www.interesniy.kiev.ua/dost/...e-poyavilas-sa/
Киев с Саперной Слободки... ![]()
Маргариновый завод и паровозик.![]()
Новый жилой комплекс на Дружбы Народов с Лаврой в тени.![]()
проспект Науки.![]()
Лыбидская на фоне стройки Свято-Воскресенского Кафедрального собора.![]()
строительство нового автовокзала на Выдубичах.![]()
Днепр.![]()
Проспект 40-летия Октября.![]()
Саперно-Слободская.![]()
Южный мост.![]()
Урочище Бусово поле.![]()
Кинотеатр Салют.![]()
Весьма масштабный жилой комплекс на Саперно-Слободской.![]()
![]()
![]()
Теремки за Голосеевским лесом.![]()
ЖК Голосеево.![]()
Краснозвездный проспект![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Новопечерские Липки.![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
(c) http://interesniy-kiev.livejournal.com/3743715.html#cutid1
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru