?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор - Sergey1958. Это цитата этого сообщения
Киев / Прогулка по Городу. Часть 82.

Сегодня я начну цикл постов о Киеве, где будет не только прогулка с фото, но и исторические ракурсы о жизни известных людей, связанных с нашим Городом.
Итак, в этом посте мы поговорим о знаменитом художнике Викторе Васнецове и посмотрим панорамы с Саперной Слобоки.

«Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Васнецов, вспоминая, как сорвался с лесов под куполом Владимирского собора».

Картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» знакомы каждому из нас с детства. Эти полотна сегодня хранятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Между тем шедевры Васнецова можно увидеть и в Киеве. В 1885-1896 годы художник расписывал Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, создав 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца… На освящение Владимирского собора пожаловал Николай II с супругой Марией Федоровной. Васнецова поздравляли художники Василий Поленов и Илья Репин, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов.


На открытии в Третьяковской галерее выставки эскизов к росписям Владимирского собора, которая продлится до начала сентября, присутствовала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова. Она рассказала «ФАКТАМ» об интересных фактах из жизни Виктора Михайловича.

«Написанные Врубелем лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы были в них некоторые киевляне»

— Ольга Алексеевна, что в вашем доме сегодня напоминает о славном прадеде?

— Такой бесценной реликвией является икона с именной надписью, подаренная Виктором Михайловичем моей прабабушке, жене брата Аркадия, в последний приезд в Вятку в 1914 году. Еще осталось несколько небольших эскизных работ. Все остальное экспонируется в Третьяковской галерее, Русском и других музеях. И, конечно, в московском доме-музее художника, построенном по его собственному проекту. В этом замечательном доме-тереме, который накануне столетия Виктора Михайловича, в 1948 году, семья передала в дар государству, прошло мое детство.

Виктор Васнецов создал в соборе 15 композиций и 30 фигур святых

К слову, дом Виктор Васнецов построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора в Киеве — работу оплатили очень хорошо. Кроме того, совершенно неожиданным образом Виктор Михайлович получил деньги за эскизы, которые сегодня экспонируются на выставке в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, укладывавшие его вещи на сани, прихватили и эскизы. В Москве Виктор Михайлович показал работы Третьякову, и тот приобрел их. За эти средства Васнецов приобрел имение Ваньково под Москвой.

— Вы бывали во Владимирском соборе?

— Конечно. И не раз. Виктор Васнецов расписывал Владимирский собор на протяжении десяти лет — с 1885-го по 1896 год… Предложил ему этим заняться историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович согласился не сразу, так как считал дело по значению и величию чрезвычайно важным и ответственным. Причем ранее Прахов обращался с таким предложением к Василию Поленову и Валентину Серову, но получил отказ.

С кандидатурой Васнецова он попал, как говорится, в точку. Ведь Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим, происходил из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.

Хорошо знал церковные каноны и считал, что нет для художника святее дела, чем роспись храма. Перед тем как приступить к работе, отправился в Италию для знакомства с лучшими образцами духовной живописи. Побывал в Риме, Милане, Венеции, Флоренции и, естественно, в Ватикане. А уже в Киеве с интересом изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского храмов.

Во Владимирском соборе Васнецов выполнял главные работы. Михаил Врубель работал над орнаментальной частью. Написанные им лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы в них были некоторые киевляне.

В качестве помощника Васнецову рекомендовали молодого художника Нестерова. Но когда Виктор Михайлович увидел его работы, они ему так понравились, что он сказал: пусть пишет по своим эскизам. Это очень показательно, ведь художники, как правило, ревностно относятся к творчеству друг друга.

— Правда, что Богоматерь с младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены Александры Владимировны и сына?

— Да, есть такое предание в семье. Кстати, младшего сына, родившегося в Киеве в период росписи Владимирского собора, назвали Владимиром. Художник считал, что сама судьба уготовила ему это имя. А еще в этом соборе в 1991 году отпевали внука художника, которого тоже звали Виктором Михайловичем. Он жил и был похоронен в Киеве.

«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила»

— Вера, как правило, сопряжена с чудесами. Случались ли они в жизни Васнецова?

— «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная.


*Ольга Васнецова: « Роспись «Христос-Вседержитель» украшает главный купол Владимирского собора». Фото автора.


То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.

Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил. А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги. А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»

— Чем интересовался Виктор Михайлович, кроме живописи?

— Историей Руси. Этот интерес прослеживается практически во всех его произведениях.

— После завершения росписи Владимирского собора Васнецов тут же приступил к созданию знаменитой картины «Богатыри».

— Он начал писать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти двадцать лет. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств. Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев. А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.

— А как была создана картина «Аленушка»?

— Ее Виктор Михайлович писал в Абрамцево. Прообразом стала юродивая, поэтому изначально полотно называлось «Дурочка Аленушка» и к сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке никакого отношения не имело. Юродивые всегда почитались на Руси. Это полотно тоже приобрел Третьяков. Он восхищался творчеством Васнецова, покупал его работы прямо с выставок и беспокоился, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним.

Оплачивал труд художника всегда достойно. И под его работы даже выделил в своей галерее отдельный зал. Большим ценителем творчества Васнецова и одним из первых почитателей его таланта был также Савва Мамонтов, сам человек творческий: хорошо рисовал, лепил, собрал вокруг себя молодых художников и покровительствовал им. Именно он заказал Васнецову картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».

«Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники…»

— Кроме Владимирского собора, как известно, Васнецов расписывал храмы в Петербурге, Варшаве и Софии.

— По эскизам Виктора Михайловича созданы и мозаики в домовой церкви русской императорской семьи в Германии. Заказ сделал художнику Николай II, супруга которого была принцессой дармштадской. Когда императорская семья приезжала в Дармштадт, молились в домовой церкви.

— Васнецов с Николаем II был знаком лично?

— Создавая эскизы царских подарков, которые изготавливала фирма «Фаберже», художник присутствовал при их утверждении царем. Известно также, что его приглашали на торжества, посвященные коронации Николая II.

— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?

— Жизнь вел довольно сдержанную, даже аскетичную. Никогда не бросал деньги на ветер, так как давались они ему нелегко. Содержал большую семью и всегда старался помочь многочисленным родственникам. Детей воспитывал в строгости, но в то же время в творческой атмосфере. Не случайно старшая дочь стала художницей, сын Михаил был астрономом, потом принял сан священника, младший Владимир серьезно увлекался ихтиологией. Жена Виктора Михайловича, к слову, была в числе первых женщин, получивших высшее медицинское образование в Петербурге. Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники. На Рождество в доме обязательно устраивали спектакли. Дети сами писали сценарий, рисовали декорации, готовили костюмы, учили роли.

— В советское время религиозная тематика в творчестве Васнецова особо не афишировалась. Его представляли исключительно сказочно-былинным художником.

— Это так. После революции Виктор Михайлович создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты.

— В прошлом году монументальное полотно Васнецова «Богатырь» на аукционе «Кристис» ушло с молотка больше чем за миллион долларов.

— Работы Виктора Васнецова редко появляются на торгах. Практически все — в музеях. К примеру, даже живя на небольшую пенсию, дочь Виктора Михайловича старалась не продавать его картины.

— Сегодня потомки великого Васнецова не жалеют, что все шедевры сосредоточены не в семье, а в музеях? Эти работы ведь могли бы сделать вас миллионерами.

— Абсолютно не сожалеем. Шедевры должно видеть все, кто любит творчество художника.

Автор: Ольга СМЕТАНСКАЯ
(с) http://www.interesniy.kiev.ua/dost/...pominaya-kak-so

«Божья матерь на стене Владимирского собора вначале появилась самопроизвольно, лишь затем этот образ на том же месте создал Васнецов».

В Киево-Печерской лавре прошла театрализованная презентация отреставрированного шедевра церковного искусства — плащаницы, которая была вышита для Владимирского собора.

Это чудо, что плащаница Владимирского собора сохранилась, ведь она была в Успенском соборе, когда осенью 1941 года его взорвали не то гитлеровцы, не то советские спецслужбы. Шедевр удалось разыскать среди руин. После реставрации его, вероятно, и показывали публике, но очень давно. Последние десятилетия плащаница хранилась в запасниках Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. И вот сейчас ее можно увидеть на выставке сакрального искусства в Лавре. Шедевр помещен в дорогостоящую витрину с климат-контролем. Чтобы поддерживать нужную влажность воздуха — 60 процентов, — в витрине по углам стоят два стаканчика с водой.

«Васнецов расписывал храм десять лет»


*Плащаница чудом уцелела под руинами древнего Успенского собора, когда его взорвали осенью 1941 года.

— Знаете, портрет Елены Праховой, вышившей эту плащаницу по эскизам выдающегося художника Виктора Васнецова, можно увидеть на стенах Владимирского собора, — говоритначальник отдела Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Олег Топилко. — Дело в том, что Михаил Нестеров, один из художников, участвовавших в росписи этого храма, влюбился в Елену, мечтал на ней жениться, поэтому и изобразил ее в образе святой Варвары. Правда, супруга губернатора Киева графиня Софья Игнатьева, узнав в святой знакомую девушку, возмущалась: «Что же это, я буду молиться на Лельку Прахову?» Лену в семье называли Лелей. Начальство настояло, чтобы Нестеров переделал работу. Он вроде бы выполнил поручение, вот только в святой Варваре все по-прежнему видели Лену.

Роман Елены с Нестеровым ничем не закончился. На этом настояли родители Елены, ведь до нее у Михаила была другая девушка, которая забеременела. Нестерову пришлось жениться. Лена же так и не вышла замуж, детей у нее не было.

Те, кто знал Елену и ее маму Эмилию Львовну, сходились во мнении, что их трудно было назвать красавицами, но обе женщины обладали необычайным шармом. Достаточно вспомнить историю о том, как молодой Михаил Врубель влюбился в Эмилию Львовну. Выдающийся археолог, живописец, историк искусств Адриан Прахов пригласил художника для работы в Кирилловской церкви. Значительную часть фресок XII века в этом храме уничтожило время, поэтому он должен был расписать те участки стен, где не сохранились изображения. Врубель изобразил Божью Матерь с лицом Эмилии. Возможно, из-за особого отношения этого художника к Эмилии Львовне Прахов не предоставил ему больших объемов работ во Владимирском соборе. К тому же необычная живопись Врубеля была не всем понятна.

— Эмилия была француженкой?

— Да, ее девичья фамилия Лесталь. В молодости Адриан Прахов много путешествовал по миру, в частности, изучал древности в Египте, привез оттуда мумии кошек. После свадьбы Эмилия жаловалась знакомым, что в квартире хранятся эти мумии, от которых исходил не очень приятный запах.

Заинтересовавшись памятниками времен Киевской Руси, профессор Прахов переезжает со своей семьей из Петербурга в Киев в начале 80-х годов XIX века. Они поселились в доме Лаппа, что на перекрестке улиц Владимирской и Большой Житомирской.

— Основную часть живописи Владимирского собора он доверил создать выдающемуся художнику Виктору Васнецову.

— Автор знаменитых картин «Три богатыря» и «Аленушка» Виктор Васнецов оставил воспоминания, в которых рассказал, что поначалу отказался от предложения расписывать этот храм. Однако после разговора с Праховым всю ночь не мог сомкнуть глаз. Васнецов вспомнил такую деталь: чтобы скрипом половиц не разбудить молодую жену и маленького сынишку, разулся. Настало утро. В сад (дело было весной) вышла супруга с малышом на руках. Мальчик как будто пытался дотянуться ручками до поднимавшегося солнца. Художник впечатлился этой картиной, и у него возникла идея именно так написать Богоматерь с Младенцем. Он сразу же отправил телеграмму Адриану Прахову.

Интересно, что полотна Васнецова тогда продавались в Москве по 300 рублей, а в провинциальный Киев он ехал на скромный оклад примерно в тысячу рублей в год. Кстати, расписывать собор предлагалось еще нескольким мастерам из Петербурга и Москвы, однако они не согласились. Васнецов рассчитывал поработать в Киеве пару лет, а вышло десять. Он расписал 2800 квадратных метров стен храма. Это титанический труд. Несколько раз художник падал с лесов с большой высоты. Виктор Михайлович чудом остался жив и не стал калекой.

В создании живописи собора участвовали также выдающиеся художники — Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Вильгельм Котарбинский, братья Сведомские. По вечерам все они собирались на чаепитие в доме Адриана Прахова, возглавлявшего работы во Владимирском храме. Общались, шутили, например, прибивая гвоздями к полу калоши кого-либо из гостей, рисовали на матерчатых салфетках и скатертях. Со временем хозяйка стала класть на стол бумагу, чтобы сохранились рисунки, сделанные за столом. Дочь Прахова Елена была талантливейшей вышивальщицей. Неудивительно, что она загорелась идеей вышить для собора плащаницу и попросила Васнецова сделать для этого эскизы. Девушке было чуть больше двадцати. Художник даже обратился за помощью к игуменье Ипатьевского монастыря.


*Влюбленный в Елену Прахову художник Михаил Нестеров изобразил ее во Владимирском соборе в образе святой Варвары

— Как получилось, что в 1941 году плащаница оказалась в Успенском соборе?

— Когда советские власти открыли во Владимирском соборе Антирелигиозный музей, плащаницу передали в так называемый Музейный городок, находившийся на территории Киево-Печерской лавры. Она хранилась в Успенском соборе, который, напомню, был построен во времена Киевской Руси в XI веке. Осенью 1941 года его взорвали. Плащаница оказалась под руинами храма, но, к счастью, уцелела. После реставрации она находилась в наших запасниках. И только сейчас заняла место в экспозиции выставки церковных ценностей, которую благословил патриарх Русской православной церкви Кирилл. Администрация заповедника и вокальный ансамбль старинной музыки «Алитеа» провели театрализованную презентацию плащаницы. Такая форма рассказа публике о наиболее ценных реликвиях практикуется в ведущих музеях мира.

«В мае 2011 года ушлаиз жизни последняя представительница великой династии Праховых»

— На днях Владимирскому собору исполнится 115 лет.

— Да, причем в истории его создания есть просто-таки мистические события. Например, когда храм оштукатурили изнутри, подготовили к росписи, туда зашли вице-губернатор Киева Баумгартен и руководитель работ Адриан Прахов. Глядя на стену в центре собора, признались друг другу, что видят… образ Божьей Матери с Младенцем на руках. Изображение возникло самопроизвольно — из пятен на штукатурке. Они записали об этом в акте осмотра. А Прахов (напомню, он был хорошим художником) приложил к этому документу набросок, который срисовал со стены. И вот в Киев приехал Виктор Васнецов. Он попросил Прахова разрешить начать работу с изображения Божьей Матери. Вскоре предоставил эскиз. Увидев его, Прахов показал набросок пятен на штукатурке. Оба изображения оказались очень похожими. Как вспоминал затем Прахов, столь невероятное совпадение впечатлило и взволновало Васнецова, заявившего: «Это заказ Божий!» Кстати, сын Васнецова Михаил стал священником.

Интересно, что создание Владимирского собора растянулось на 34 года. За это время сменилось три императора, три митрополита и три архитектора храма. Его закладка состоялась в 1862-м. В ходе строительства обнаружилось, что в проекте существенные просчеты, из-за чего возникли трещины в стенах и сводах. Работы сильно затянулись. Деньги на строительство собирали всем миром. Киево-Печерская лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Здание собора было готово только через 20 лет (в ходе испытания на прочность его крышу и купола покрыли толстым слоем земли. — Авт.). Еще 14 лет ушло на оштукатуривание и роспись.

Когда в августе 1896 года освящали Владимирский собор, 25-летнюю Елену Прахову как автора плащаницы представили императору Николаю II и императрице Александре Федоровне.

— Как сложилась судьба Адриана и Эмилии Праховых?

— Они расстались, но не развелись. Адриан умер в Крыму в 1916 году. Продолжателем рода стал их сын Николай. Он женился, у него родились дети. К сожалению, в мае нынешнего года ушла из жизни Александра Прахова — последняя из великой династии, кто носил фамилию ее родоначальника — Адриана Прахова. Александра была художницей.

Автор: Игорь ОСИПЧУК
(c) http://www.interesniy.kiev.ua/dost/...e-poyavilas-sa/

Киев с Саперной Слободки...


1 Саперно-Слободская (700x468, 189Kb)

Маргариновый завод и паровозик.
2 Маргариновый завод и паровозик (700x466, 204Kb)

Новый жилой комплекс на Дружбы Народов с Лаврой в тени.
3 Новый жилой комплекс на Дружбы Народов с Лаврой в тени (560x700, 195Kb)

проспект Науки.
4 проспект Науки (700x466, 178Kb)

Лыбидская на фоне стройки Свято-Воскресенского Кафедрального собора.
5 Лыбидская на фоне стройки Свято-Воскресенского Кафедрального собора (700x466, 241Kb)

строительство нового автовокзала на Выдубичах.
6 строительство нового автовокзала на Выдубичах (700x466, 217Kb)

Днепр.
7 Днепр (700x373, 105Kb)

Проспект 40-летия Октября.
8 Проспект 40-летия Октября (700x466, 113Kb)

Саперно-Слободская.
9 Саперно-Слободская (700x466, 207Kb)

Южный мост.
10 Южный мост (700x466, 159Kb)

Урочище Бусово поле.
11 Урочище Бусово поле (700x376, 142Kb)

Кинотеатр Салют.
12 Кинотеатр Салют (473x700, 184Kb)

Весьма масштабный жилой комплекс на Саперно-Слободской.
13 Весьма масштабный жилой комплекс на Саперно-Слободской (700x466, 210Kb)


14 (700x466, 170Kb)


15 (700x466, 183Kb)

Теремки за Голосеевским лесом.
16 Теремки за Голосеевским лесом (700x466, 47Kb)

ЖК Голосеево.
17 ЖК Голосеево (700x466, 188Kb)

Краснозвездный проспект
18 Краснозвездный проспект (700x445, 121Kb)


19 (700x466, 70Kb)


20 (700x466, 133Kb)


21 (700x392, 63Kb)


22 (700x318, 212Kb)

Новопечерские Липки.
25 Новопечерские Липки (700x299, 148Kb)


26 (700x416, 166Kb)


27 (700x449, 193Kb)


28 (700x466, 182Kb)


29 (700x466, 166Kb)


30 (560x700, 571Kb)


(c) http://interesniy-kiev.livejournal.com/3743715.html#cutid1

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Latest Month

June 2012
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow